Результаты испытаний новой системы спутникового мониторинга
для обеспечения безопасности при транспортировке
радиационно-опасных и ядерных материалов
В соответствии с «Рекомендациями по физической ядерной безопасности, касающихся физической защиты ядерных материалов и ядерных установок» (INFCIRC/225/REVISION 5 Серия изданий МАГАТЭ по физической ядерной безопасности, № 13) «Центр транспортного контроля (transport control centre) должен быть оснащен аппаратурой, обеспечивающей непрерывный мониторинг местонахождения транспортного средства и состояния его физической безопасности, а также связь с транспортным средством…»
Технология спутникового мониторинга транспорта широко используется во всем мире, в частности, для контроля перевозок. В ряде стран обязательный GPS Tracking при транспортировании опасных грузов закреплен законодательно.
Развитие технологии транспортной телематики позволяет, кроме традиционных данных о скорости и координатах, передавать много полезной информации о состоянии всех систем автомобиля (ускорении, положении в пространстве, уровне топлива, температуре двигателя и т.д.). Интегрирование систем радиационного контроля производства НПМСП «ОПЫТ» в современные телематические системы позволяет проводить непрерывный мониторинг уровня ионизирующего излучения в контрольных точках на борту транспортного средства. Вся полученная таким образом информация передается на сервер центральной системы контроля и мониторинга в режиме online, сохраняется в архиве и служит основой для немедленного реагирования или последующего анализа. Программное обеспечение системы телематики создает отчеты о транспортировании в цифровом и графическом виде.
Опытный образец системы «RAD-GPS», разработанной в НПМСП «ОПЫТ», состоит из детектора гамма и бета-излучения, схемы первичного преобразования, высоковольтного блока питания, телематического GPS-контроллера, GSM-антенны и внешней GPS-антенны. Данные измерений от блока детектирования поступают на вход GPS-контроллера, обрабатываются и, вместе с другими данными телеметрии и навигации, передаются на сервер системы мониторинга по каналу GPRS.
Ниже приведен фрагмент карты с результатами первых испытаний системы «RAD-GPS».
Для испытаний принят сценарий утери ИИИ при транспортировке на улицах Киева.
Детектор гамма и бета-излучения был размещен на борту автомобиля на некотором расстоянии от контрольного источника Ra-226, при котором скорость счета составляла 30 шт./с. При небольшом смещении контрольного источника, относительно детектора, скорость счета изменилась (возросла до 40 шт./с). Факт изменения скорости счета от детектора автоматически обрабатывается системой и в Центр транспортного контроля поступает уведомление. В момент времени 09:10:51 источник «был утерян» (отдален от детектора). Место на карте, где это произошло, отмечен маркером и в этом месте трек меняет свой цвет (с красного на синий). Уведомления в виде SMS сообщений, электронных писем и других тревожных сигналов в Центре транспортного контроля могут поступать и по ряду других событий: отклонение от маршрута, непредвиденные остановки, неисправности, срабатывание тревожной кнопки и др. Кроме того, система позволяет поддерживать голосовую связь и видеонаблюдение.
Данные от телематического контроллера могу приходить в зашифрованном виде. В качестве каналов связи могут использоваться GSM, GPRS, 3G, спутниковые или специальные каналы. Доступ к данным Центра транспортного контроля закрывается паролем.
Результаты испытаний новой системы спутникового мониторинга перевозок радиационно-опасных и ядерных материалов «RAD-GPS» подтвердили высокую эффективность применения современных технологий и программного обеспечения при создании новых средств радиационного контроля.
Директор НПМСП «ОПЫТ» Игорь Махнёв.
|